100%
ИСКУССТВО
100%
ИСКУССТВО
ИСКУССТВО. ДЕШЕВО. КАЖДЫЙ ДЕНЬ. ИСКУССТВО. ДЕШЕВО. КАЖДЫЙ ДЕНЬ.
ИСКУССТВО. ДЕШЕВО. КАЖДЫЙ ДЕНЬ. ИСКУССТВО. ДЕШЕВО. КАЖДЫЙ ДЕНЬ.
ИСКУССТВО. ДЕШЕВО. КАЖДЫЙ ДЕНЬ. ИСКУССТВО. ДЕШЕВО. КАЖДЫЙ ДЕНЬ.
ИСКУССТВО. ДЕШЕВО. КАЖДЫЙ ДЕНЬ. ИСКУССТВО. ДЕШЕВО. КАЖДЫЙ ДЕНЬ.
О ПРОЕКТЕ
В 1979 году в галерее Ханса Майера в Дюссельдорфе впервые встретились две абсолютные звезды послевоенного арт рынка – Энди Уорхол и Йозеф Бойс. Прием был инициирован экономическим журналом «Capital» в связи с запланированной совместной выставкой в компании с Робертом Раушенбергом, которого Бойс незадолго до этого потеснил с первого места ежегодного рейтинга самых продаваемых художников современности. Их встреча символически замкнула традицию европейского дадаизма с американским авангардом и стала новым историческим поворотом под лозунгом ИСКУССТВО=КАПИТАЛ. Эта формулировка, взятая за название выставки, была произнесена Бойсом в ответ на провокационный вопрос «Что такое искусство?». Ее лаконичность и универсальность как нельзя лучше удовлетворяли организаторов, а ее двусмысленность давала возможность двум харизматичным лидерам сосуществовать в одном игровом поле. Оба очень хорошо усвоили урок Марселя Дюшана: Уорхол инвертировал символы коммерции в высокую культуру, а Бойс одарил каждого человека компетенциями художника. Что же касалось понятия «Капитал», то здесь их мнения расходились и сходились попеременно, что не позволяло ни одному из концептов быть полностью поглощенным другим. Уорхол был убежден, что бизнес – лучшее искусство; Бойс же, напротив, делал ставку на творчество в противовес капитализму. Итак, рыночный успех Бойса доказывал состоятельность идеи Уорхола, и наоборот, для реализации бизнеса необходимым условием была человеческая креативность.

Пару десятилетий спустя произойдет еще одна знаковая встреча двух ключевых фигур международной художественной сцены противоположных континентов. Но случится она не по-настоящему, а на первых страницах романа Мишеля Уэльбека «Карта и территория». Главный герой, успешный художник-фотореалист, в процессе работы над новой картиной пытается уловить характерные черты Джеффа Кунса, который возражает что-то сидящему напротив Дэмиену Херсту. Сцена деловой встречи карикатурно обставлена шаблонными атрибутами роскошной жизни категории люкс. Автор с нескрываемой язвительностью обрисовывает производителей современного антиквариата, как будто потакая желанию читателя, увидеть в них не более, чем расчетливых дельцов. Однако следует отдать им должное, противоречия между творчеством и бизнесом находят свое рациональное разрешение – не нужно больше придумывать ничего нового, главное, правильно упаковать старое. Art is not what it used to be. Заслуги наследников Уорхола и Бойса оценят по достоинству искусствоведы и назовут их симуляционистами, а строгие критики дизайнерами. Игра становится беспроигрышной, художественная ценность произведения выражается теперь в цифрах, и что самое смешное, они по умолчанию пропорциональны содержанию критики общества потребления.

Проект предлагает взглянуть на отношения искусства и капитала в форме игры, где главный предмет отношений художественной системы – дорогостоящий символ благосостояния – растворяется в пародии на тиражное искусство для всех.
Производитель предлагает высококачественный товар широкому потребителю по доступной цене. На этом месте напрашиваются аналогии с многократным искусством (multiple art), суррогатными картинами Аллана МакКоллума, сувенирным магазином Дэмиена Херста и целым рядом похожих проектов. Все они раскрываются в контексте сложившейся традиции наследия авангарда – умеренная критика культа бренда художника или произвола ценообразования может беспроблемно соседствовать с исследованием широкой доступности художественных произведений в соответствующем ценовом сегменте рынка.
Дизайн в этом проекте выступает художественным методом. Ему как будто вернули его революционное предназначение – быть инструментом оформления будущего, хоть и пиратским способом. В этом смысле вся линейка товаров МАГАЗИНА «КОЛЛЕКЦИОНЕР» выглядит инициативной заявкой, которая могла бы быть рассмотрена крупнейшим оператором розничных сетей для расширения своего ассортимента товаров декорирования интерьера в каждом доме. И это не лишено своей прелести, если представить, что товары широкого потребления с относительно недолгой продолжительностью эксплуатации должны будут регулярно заменяться на новые, более актуальные.
Но вернемся в реальность – пока что мы имеем дело с уникальными прототипами. И наконец, важная информация для тех, кто дочитал текст до этого места и осознает потенциальную важность своей исторической миссии в контексте искусства и капитала.

Дорогие любители современного искусства! Во время выставки вы можете приобрести оригинальные произведения МАГАЗИНА «КОЛЛЕКЦИОНЕР». Торопитесь сделать выгодное вложение. Количество экземпляров ограничено.